Как выбрать холст на подрамнике

Холст на подрамнике должен быть хорошего качества. В первую очередь стоит проверить наличие видимых дефектов: не должно быть слишком большой узловатости и неравномерно загрунтованных полос. Поверхность холста должна быть ровной, без пятен, продавленных участков, а также достаточно плотной и хорошо грунтованной.



Для изготовления холста используются в основном натуральные ткани (лён, хлопок, смесь льна с хлопком). Все они наделяют основу разными свойствами, а поверхность разным характером зернистости, но рекомендовать какую-то одну ткань бесполезно. Выбор холста производится в соответствии с задачами, поставленными перед предстоящей работой.

Лён считается самым подходящим изделием для холста. Эта ткань в сравнении с хлопком более плотная и жёсткая, на поверхности имеется узловатость, которая нужна для исполнения художественного замысла.


Для первых работ начинающего художника подойдёт мелкозернистая и среднезернистая основа. Для больших работ нужен холст с крупнозернистой поверхностью. Плюсами льняной основы являются влагоустойчивость, отсутствие слабины, образующейся со временем, и стойкость к разным повреждениям. Отрицательным моментом является высокая цена.

Основы из хлопка более популярны из-за низкой стоимости, но она не очень плотная, если её плотность менее 220 г/м2 – лучше не покупать. Минусом хлопка является подверженность накоплению влаги и механическим повреждениям.


Подрамник для основы


При соединении полотна с подрамником надо применить лёгкое натяжение, чтобы не допустить слабину. Чтобы основа не подвергалась разрушению, подрамник не должен иметь заострённых углов, они должны быть зачищены.


Подрамники бывают обычные и с клиньями.

У обычных углы между собой надёжно скреплены, даже прикрыты деревянными треугольниками. Это устраивает художников, и они ими пользуются. Но у обычных есть существенный недостаток: если ослабеет основа, то на нём нельзя будет подтянуть ослабевшее полотно. У большой заготовки планки могут согнуться под тяжестью полотна, чтобы этого не случилось, должна быть предусмотрена установка крестовины для укрепления подрамника.


У сборного подрамка конструкция сложнее. На углах видны соединенные модули. К обычным пазам ещё добавлены пазы для клиньев. При их вбивании в пазы подрамник раздвигается. Это важно, когда надо устранить слабину натяжения холста.


Модульные подрамники имеют два преимущества:

* они всегда позволяют производить натяжение холста;

* удобно транспортировать картину любого размера, разобрав подрамник (холст свернуть в рулон и поместить в тубус) и обеспечив таким образом сохранность произведения при перевозке.


Обычный подрамник не разбирается и уровень натяжения полотна на нём не изменить, приходится снимать холст и снова натягивать.


Изготовление подрамника и натяжка на него холста – сложная и кропотливая работа, требующая высокой квалификации. Подрамник должен быть выполнен из древесины высокого качества, без сколов, заражения плесенью, следов сучков и иметь правильные пропорции, только тогда можно сохранить художественное произведение.